(1) Не нужно торопиться оставлять на дневной сон, как бы ни советовали воспитатели. Сейчас я бы, как минимум, месяц водила сына на полдня, игнорируя советы: «Такой спокойный мальчик, у него очень хорошо идет адаптация, оставьте его на сон, пока он хорошо воспринимает садик». Это было самое неправильное мое решение. Одно дело – игры и прогулки, другое – сон в непривычном месте.

(2) Играть в детский сад дома. Ролевые игры вообще стали нашим лучшим помощником. Я не совру, если скажу, что играю в садик с ребенком каждый день. Иногда сразу после возвращения он просит поиграть с ним, и, видя эту необходимость, я не отказываю. В игре ребенок переживает все сценарии, которые происходят не дома. Можно узнать, кто самый драчливый, с кем из детей ребенку нравится играть больше, как разговаривают воспитатели. Да и простое проговаривание волнительных моментов его успокаивает.

(3) Соблюдать четкий порядок утра. Это индивидуальный пункт, подходит для детей, которые любят традиции, правила и порядок. Утро моего ребенка перед детским садом занимает 45 минут-час, для него очень важно, чтобы не торопили. Он завтракает минут 15-20, потом мы читаем одну небольшую сказку, он чистит зубы, одевается, выбирает игрушку в карман и идет в садик с папой. Порядок действий не меняется, для моего сына это очень важно. По той же причине лучше не сбиваться с ритма хождения. Ужасно хочется иногда устроить ребенку выходной на неделе, но всякий раз после таких экспериментов он сбивается с привычной схемы – пять будних дней, два выходных. Поэтому если уж очень хочется устроить дополнительный выходной, мы это делаем в пятницу.

(4) Делать что-то для детского сада. Наш садик хотя и самый обычный, но очень деятельный. То и дело находятся какие-нибудь задания на дом. То мы мастерим костюм для сказки, то клеим семейное дерево с фотографиями родственников, то рисуем афиши для спектакля. Также он знает, что горку и лабиринт на детской площадке делал его папа, и все это очень на пользу детской лояльности к саду. Ребенок видит что-то, что своими руками делал с родителями, и получается, что детский сад – это не только его дело, но еще и немного совместное.

(5) Иногда бывать с ребенком в группе вместе. Перед Новым годом у нас устраивали чаепитие с желающими родителями и детьми. Дети были очень довольны, что могут показать родителям, во что и как они играют каждый день, на какой кровати спят и за каким столом обедают.

(6) Попросить детсадовского психолога или старшего воспитателя приходить в группу, чтобы поговорить с ребенком наедине. Просто уделить побольше внимания тому, кому чуть сложнее, чем остальным. Так после разговора с психологом, наша воспитатель пару раз после сна занималась с нашим ребенком один на один, а он очень любит, когда с ним читают или разговаривают. Потом об этом радостно рассказывал.

(6) Записать в кружок. Мы предложили ходить на рисование. Теперь понедельник и четверг для него – такие особенные, важные дни, когда после сна за ним и еще несколькими детьми приходит учитель рисования, и они целый час занимаются творчеством. Других желающих из группы таким же образом водят на танцы. Старших – на шахматы и английский. И это все тоже из разряда дополнительных радостей.

(7) Не выспрашивать активно про прошедший день. Мне так интересно и что сегодня было на обед, и как спал, и была ли прогулка. Дети обычно – большие партизаны и отвечают односложно. Хотя когда они действительно хотят поделиться – их не остановить. Но все-таки мне кажется, что после детского сада для них важно – переключиться на радости дома. Поэтому подробности прошедшего друг без друга дня мы обычно обсуждаем уже перед сном.

Пункты, которые я перечислила, конечно, индивидуальны. Есть дети, которым в детском саду легко с первого дня. Но есть другие дети, к которым нужно найти подход. Мы искали свой, и эти решения нам действительно помогли.