В ушедшем году законодатели порадовали нас множеством поправок к законам. Не все изменения одинаково полезны.

Правила

Первая новация в ПДД появилась уже в январе: спортсменам-велосипедистам разрешили использовать для сопровождения автомобили с желтой мигалкой. Новшество, конечно, полезное, но заметили его немногие: в нашей северной стране велосипед не главное средство передвижения. Летом в ПДД появился дорожный знак «Фотовидеофиксация», который предупреждает, что впереди установлена камера. Правда, камер у нас, похоже, куда больше, чем знаков; если к каждой поставить предупреждение, металла в стране не хватит. И как пополнять бюджет, если все станут законопослушными? Но в любом случае за новый знак – спасибо.
В августе позволили увеличивать скорость движения на автомобильных дорогах, обозначенных знаком 5.3 (до 110 км/ч), и на автомагистралях, обозначенных знаком 5.1 (до 130 км/ч). Главное, чтобы трасса соответствовала требованиям безопасности. И если увидели знак, который разрешает ехать с увеличенной скоростью, – вперед!
А еще в октябре правительство ввело в ПДД отдельный пункт, которым регламентируется дорожное движение в Сочи на время Олимпийских игр. Искренне надеемся, что это поможет организовать нормальное движение до, после и во время соревнований.

Кодекс

Если новшества в ПДД носили локальный характер, то КоАП подвергся кардинальной переработке. Изменилось почти 40 пунктов! Депутаты в борьбе за порядок на дорогах резко увеличили штрафы фактически за все нарушения, а за некоторые ввели двойное наказание. Так, за управление в состоянии опьянения с 1 сентября штрафуют на 30 тыс. рублей и лишают права управления ТС на срок от полутора до двух лет. Жесткие наказания, по мнению законодателей, остановят потенциальных нарушителей. Однако статистика с ними не согласна; специалисты уверены, что главное – не тяжесть наказания, а его неотвратимость. С этим как раз проблемы; по самым грубым подсчетам, наказывается у нас только каждое десятое нарушение. Реально – еще меньше. Но это не мешает законотворцам идти по самому легкому пути – ужесточать кары.
При этом их подход не всегда поддается логическому объяснению. Так, с 1 сентября выросли штрафы за превышение скоростного режима. Но превышение на 10–20 км/ч с этого же момента выпало из системы наказаний. Теперь в населенных пунктах многие водители едут со скоростью до 79 км/ч.
Главный положительный итог года – изменился порядок проверки водителей на состояние опьянения, в законе появилась норма «погрешность показаний алкометра». Три года ушло на то, чтобы убедить одного человека – главу правительства – в том, что абсолютный ноль в природе не существует! И вот, наконец, с сентября прописали, что погрешность измерений составляет 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха. Эта норма, наконец-то, позволит «по науке» отделить реально пьяных водителей от трезвых.

Сдался добровольно

С 1 сентября изменился порядок лишения водительского удостоверения, а также его возврата. Теперь, если водитель совершил правонарушение, за которое предусмотрено лишение права управления, водительское удостоверение не изымается. Получив решение суда, водитель обязан сам сдать права – до окончания установленного срока. Вся информация осядет в единой базе ГИБДД, любой инспектор сможет проверить водителя. Не сдал права вовремя – последует еще одно наказание, но уже за управление без документов. Всё хорошо, всё в рамках прогресса. Только вот базы у нас обновляются не так оперативно, как планировали законодатели. Поэтому встречаются случаи, когда «лишенец» продолжает спокойно управлять автомобилем.
Еще больше проблем возникло при возврате водительских удостоверений по окончании срока лишения. Согласно новым поправкам к п. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ, в этом случае водительское удостоверение возвращается после проверки знания ПДД. Придумано вроде правильно, только возврат удостоверения «осуществляется в порядке, утвержденном Правительством РФ». В конце ноября, через три месяца после вступления поправок в силу, регламент проверки знаний водителя так и не был разработан; иные новации могут вступить в силу – и «зависнуть». Причем речь не только об экзамене для «лишенцев».

Права без обязанностей

С 5 ноября вступили в силу поправки к закону «О безопасности дорожного движения», и с этого дня должен был измениться порядок сдачи экзаменов. Ничего особенного – в России всего лишь собирались ввести европейские нормативы, под которыми страна подписалась еще несколько лет назад. Теперь учиться можно на автомобиле с «механикой» или «автоматом», по выбору ученика. Отменен экстернат при обучении. Ввели новые категории в правах и определили общие положения о допуске лиц к управлению ТС. Все это здорово, только вот как должно проходить обучение и как будут сдавать экзамены, по сегодняшний день неизвестно. Не утвержден и образец обновленных прав. Полгода, с весны до осени, три министерства обменивались письмами и выясняли, кому готовить документы. Позор! И только когда поправки вступили в силу, договорились, что этим займется Минобразования. В результате изменения заработают в лучшем случае к началу весны. Не стыдно перед Европой? Не говоря уже про своих граждан.

Срочная эвакуация

Как только вопрос касается денег, решения принимаются очень быстро и моментально начинают работать. В 2012 году правительство установило, что транспортировка и хранение задержанных ТС будут платными; размер оплаты регионы устанавливают самостоятельно. Правительство Москвы оперативно разработало положение, по которому с сентября 2013 года начали взимать деньги за эвакуацию – от 3 тыс. рублей за мотоциклы до 47 тыс. за крупногабаритные ТС. Сутки хранения на штрафстоянке в столице обойдутся от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, в зависимости от типа ТС. Причем если порядок перевозки и прейскурант расписаны подробно, то насчет оснований для задержания, как говорится, ба-а-альшое количество вопросов. Чиновники уверяют, что эвакуировать должны в первую очередь автомобили, припаркованные с нарушением правил стоянки и остановки, которые мешают движению. Но где это написано? В результате, как и раньше, первым делом волокут на штрафстоянки те машины, которые стоят ближе и подцепить их легче. И снова хотели как лучше, а получилось…

Регистрация без брака

С октября вступил в силу новый регламент регистрации ТС. Он, надо сказать, здорово облегчил жизнь. Теперь для продажи автомобиля не нужно снимать его с учета. Новый собственник обращается в любое подразделение ГИБДД (независимо от места жительства) и вносит изменения в регистрационные данные. Также появилась возможность делать дубликаты регистрационных знаков без обращения в ГИБДД (ЗР, 2013, № 12). Кому изменения добавили проблем, так это перекупщикам. Будем ли сокрушаться по этому поводу? Были в прошедшем году и иные новации, но не такие значительные. А еще – масса депутатских и чиновничьих инициатив. Некоторые интересны и, надеюсь, обретут силу закона. Скажем, о повышении выплат по обязательной страховке. Другие еще откровенно непродуманные, как, например, идея наказывать за агрессивную езду. Вроде бы хорошая задумка, но кто и как оценит уровень агрессивности? Есть предложения и совсем нелепые. Скажем, предъявлять справку об уплате всех налогов при покупке полиса ОСАГО.
Надеюсь, этого никто всерьез не воспринял.

В целом законодательные итоги 2013 года не радуют. По-прежнему у депутатов и чиновников нет единого подхода к проблеме транспортной безопасности, нет никакой системы. Случилось резонансное ДТП – срочно принимают и корректируют законы. А как этот закон или постановление будут работать, насколько они вписываются в общую систему – разберемся, дескать, потом. Вот «потом» и выходит, что наказание за неправильную парковку на порядок жестче, чем за проезд на красный свет, а за ДТП рискуешь получить больший срок, чем за умышленное убийство.
Так и живем.